Актуальные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В современном мире, проблема детей сирот на сегодняшний день является не только проблемой нашего государства, она является и международной проблемой. Известно, что проблема детей сирот уходит глубоко корнями в историю, оно связано с  военным конфликтом, радикальных реформ, революций, перестроек. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. И в связи с этим появляются так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в результате чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.

Новая эпоха – эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот, если раньше сиротами называли тех детей, у которых родители умерил, то сейчас социальные сироты, это дети, родители которых уклоняются от воспитания своих детей.

Согласно Закону о правах ребенка в РК от 8 августа 2002г № 345-2 ребёнок, оставшийся без попечения родителей – ребенок, который остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно дееспособными). Отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или леченого учреждения, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребёнка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Социальный сирота – это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берёт на себя общество и государство. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство – негативное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Принято считать, что основными причинами, способствующими распространению социального сиротства, являются: рост числа детей, рождающихся вне брака, т.е. нежеланных детей; социальная дезорганизация семей, негативные явления, связанные со злостным уклонением от обязанностей по воспитанию ребенка и деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, преступность); материальные и жилищные трудности родителей, живущих за чертой бедности. Почти каждый третий оставленный ребенок живет в детском доме или в доме ребенка, над которыми устанавливается опека и попечительство[1].

Важнейший круг проблем, не обошедших стороной детей оказавшихся без родительского попечения, связан, помимо прочего, не только с социальными, но и нравственными аспектами общественного бытия, с отношением самих людей к тем, кто нуждается в помощи. Понятие проблемы при этом мы отличаем от понятия задачи, задачи предполагают наличие определенного алгоритма их решения, тогда проблема возникает именно там, где она не реализуется.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как они, впоследствии лишаются родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

В последнее время достигнут определенный прогресс в создании целостной системы  правовой защиты интересов детей  применительно к новым социально-экономическим реалиям. Конституцией РК закреплено положение о том, что детство находится под защитой государства. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Реализация этих задач возлагается на детские дома и учреждения интернатного типа. На органы опеки  и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования.

Одной из острейших проблем в нашей стране является проблема социального сиротства – явление, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждения интернатного типа не обеспечивает  удовлетворение его основных потребностей, что, в свою очередь, приводит к нарушению индивидуальных особенностей ребенка.

Отсутствие близкого человека в жизни ребенка порождает в результате страх, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, нежелание учиться, боязнь всего нового. Для детей, лишившихся родительской опеки и воспитывающихся длительное время в закрытых учреждениях интернатного типа, очень часто характерны негативные черты характера и отклонения в поведении (неумение строить отношения с людьми, общаться с окружающими, конфликтность, недоверие, замкнутость,  лживость, иждивенчество, потребительство, неумение беречь вещи и др. Все это затрудняет впоследствии всю жизнь выпускников интернатных учреждений. Основное содержание социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем и конечно же помочь детям стать благополучными людьми, достойными гражданами, счастливыми супругами и заботливыми родителями.

На 01.01.2018 г. в Республике Казахстан функционирует всего 205 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где проживают и воспитываются 17486 (36,1 %) детей; в 26 домах ребенка системы здравоохранения – 2134 (21,2 %) ребенка; в 19 детских домах инвалидов системы социальной защиты населения – 1249 (7,4 %) детей, в 160 организациях системы образования – 14103 (80,7 %) детей (рисунок 1) [2]. 

Детский дом – это государственное образовательно–воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель[3].

Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими; недееспособными (ограниченно дееспособными); находящиеся в лечебных учреждениях; объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания или под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей забрать своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

Костюченко А.В.

 

 

Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих