Семинар «Личностные и поведенческие особенности детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

5 декабря в детской деревне проведен  семинар для воспитателей  теме: «Личностные и поведенческие особенности детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Цель семинара: психологическое просвещение воспитателей,   обсуждение понятий личностные и поведенческие особенности детей –сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей; применение опыта работы воспитателей  с  детьми оставшимися без попечения родителей;

Социальная группа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности психологического развития.

Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей,  нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк-Хобсон К. и др.

По данным многих исследований, дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, отличаются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением ребенка в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).

В ходе семинара воспитатели обсудили ряд вопросов, касающиеся физического, психического развития детей, воспитывающихся без попечения родителей, поведения детей данной категории.

Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, несколько позднее формируются навыки саморегуляции и правильного поведения.

При переживании постоянных психотравмирующих ситуаций у детей появляется беззащитность. Она может возникнуть при переживании ребенком семейных конфликтов, противоречий в воспитании, неуспеваемости, появлении нового члена семьи (отчима, мачехи, брата, сестры), враждебной, жестокой семьи, резкой смене типа воспитания, приемной семьи, при помещении ребенка в чужую семью, направление его в специальные учреждения, прохождение процедуры суда, отторжение из семьи, неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение родителей, педагогов, отрыв от семьи, смена школьного коллектива.

Поведение детей характеризуется проявлением раздражительности, вспышками гнева, проявлением агрессии, преувеличенном реагировании на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Каждый воспитатель поделился своим опытом работы.  Обсуждение  вопросов воспитания детей, оставшихся без попечения родителей приводит к выводу, что  воспитатель, психолог,  социальный педагог, работающий с детьми-сиротами должен отдавать себе отчет в том, что все это — лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, это — внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияющий на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

Взрослым, работающим с детьми, необходимо иметь четкое представление о том, как развиваются привязанности между детьми и родителями, и что происходит с ребенком, когда они нарушаются, как влияет недостаток нормальной привязанности на психическое развитие ребенка.

Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих